События

24 января — день памяти священноисповедника Владимира Хираско, пресвитера Минской епархии (1930)

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР ХИРАСКО

top.jpgПамять 11/24 января, 15/28 октября  

В миру Хираско Владимир Григорьевич, родился 11 января 1874 года в городе Подольск на Украине в семье священнослужителя.

Окончил Подольскую духовную семинарию. После ее окончания работал учителем церковно-приходских школ в деревне Киевец Минского уезда, через полгода был переведен в местечко Туров в Беларуси.

В 1899 году женился, в том же году был рукоположен во иерея и с 17 января этого же года был назначен настоятелем церкви Вознесения Господня в селе Омельно Игуменского уезда (ныне Червенский район). Одновременно исполнял обязанности законоучитель в народном училище селе Омельно и церковно-приходской школы деревни Синча. В Омельно отец Владимир прослужил семь лет. Его пастырский талант с особой силой проявился в деле преподавания Закона Божия.

В 1906 году назначен настоятелем Георгиевской церкви в селе Юревичи Игуменского уезда Минской губернии, одновременно преподавал в народном училище и в церковно-приходской школе.

В 1911 году назначен настоятелем церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске при училище слепых, одновременно преподавал Закон Божий в мужской и женской городских гимназиях, трудился в епархиальном попечительстве о бедных духовного звания.

По характеру миролюбивый, отзывчивый и очень добрый, он особое внимание проявлял к слепым детям, которых обучал в училище истинам православной веры, стараясь укрепить в них дух бодрости и смирения.

В 1915-1922 годах состоял в причте Казанского храма.

Подвергался кратковременным арестам в 1919 (за мнимую связь с эсерами) и 1920 годах (при польской оккупации Минска, за то, что прятал большевиков).

С 1923 года вновь являлся настоятелем Скорбященской церкви.

В конце 1925 года из Минска был выслан митрополит Минский и Белорусский Мелхиседек (Паевский) за противодействие обновленчеству. Отец Владимир хорошо знал владыку Мелхиседека и вместе с верующими пробовал облегчить его участь, обращался в различные инстанции с просьбой не высылать владыку.

29 декабря 1925 года протоиерей Владимир был арестован по ложному обвинению в связях с польским генеральным консульством. Матушка отца Владимира, Мария Титовна, осталась одна с пятью детьми несовершеннолетнего возраста. Она пыталась добиться освобождения мужа, писала в ОГПУ, но безрезультатно.

Стараясь поддержать его, верующие направили ему несколько писем. Во время допросов отец Владимир категорически отказался назвать людей, которые ему писали. В марте 1926 года его заставили покинуть Минск, и он был направлен в административную ссылку на три года в город Орел.

12 марта 1929 года вернулся в Минск и вновь стал служить при Скорбященской церкви.

В начале апреля этого же года снова был арестован. Сигналом к аресту послужила анонимная статья-донос, напечатанная в газете «Рабочий», в которой отца Владимира голословно обвиняли в контрреволюционной деятельности. Одной из действительных причин ареста были планы властей по сносу храма и строительству на его месте Дома правительства, что и было вскоре осуществлено. Протоиерей Владимир виновным себя не признал.

Из показаний отца Владимира:

«В г. Минск из Орла я возвратился во вторник 12 марта… В первый раз богослужение совершил в субботу 17 марта. Никаких встреч и приветствий никто мне не устраивал. Я же сам обратился с приветствием к своим прихожанам, в котором говорил, что с радостью встречаюсь с ними и благодарю Бога за то, что неизбежные в жизни каждого человека горести и тяготы вера в Бога помогла мне перенести, и что эта вера может облегчить тяготы жизни каждого из христиан, и потому следует быть твердым в вере. На другой день, в воскресенье, мною была произнесена проповедь на тему о всепрощении… Эта тема была избрана потому, что тот воскресный день носит название “Прощеного воскресенья”, когда православные готовятся получить прощение своих грехов в Таинстве покаяния… В среду на первой неделе Великого Поста перед причащением я говорил причастникам на тему: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”, призывая верующих людей доброй жизнью дать возможность Господу вспомнить из их жизни хоть что-нибудь доброе. В двух последних моих речах, произнесенных мною 24 марта, никаких антисоветских или контрреволюционных лозунгов не было. В первой из них проводилась мысль о том, что торжество Православия заключается в доброй христианской жизни, во второй речи, сказанной на пассии, т.е. службе, посвященной воспоминанию страданий Христа, я говорил о том, что всякого рода страдания и лишения в жизни нужно переносить безропотно по примеру Христа. Заканчивая свои показания по поводу отмеченных в корреспонденции газеты “Рабочий” фактов, якобы свидетельствующих о моей контрреволюционной деятельности, я, собственно говоря, думаю, что никаких фактов в этой корреспонденции не имеется…»

По постановлению особого совещания ОГПУ от 26 июля 1929 года был выслан на три года в Сибирь. Во время заключения у него резко ухудшилось зрение. Дважды отец Владимир обращался к тюремному начальству с просьбой прислать врача, но так и не получил никакого ответа. За время лагерной жизни он почти ослеп.

В июле 1932 года был освобожден, уже будучи тяжело больным. Последний год жизни провел в городе Гжатске (ныне город Гагарин) Смоленской области.

Скончался в 1933 году в Гжатске от расстройства здоровья, подорванного в заключении. Похоронен в Гжатске.

Владимир Хираско в молодости

Владимир Хираско с супругой Марией Титовной

Священник Владимир Хираско с женой и детьми

Тропа́рь, глас 2:

Священноиспове́дниче о́тче Владимире,/ во дни гоне́ний безбо́жных на Це́рковь Ру́сскую/ поноше́ния, заточе́ние, изгна́ние и го́рькия рабо́ты/ Христа́ ра́ди претерпе́л еси́,/ и ничто́же разлучи́ тя от любве́ Бо́жия./ Та́же, благоче́стно в ми́ре пожи́в,/ свиде́тельствовал еси́ Го́спода Иису́са Христа́,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, глас 2:

Я́ко звезда́ но́вая Це́ркве Ру́сския яви́лся еси́,/ терпеливоду́шне Владимире священноиспове́дниче,/ Христа́ Бо́га прославля́я/ и в нощи́ безбо́жия путь ве́рным указу́я./ Те́мже мо́лим тя:/ моли́ нам, сро́дником твои́м,/ в ве́ре Правосла́вней утверди́тися// и спасти́ся душа́м на́шим.

И́кос:

Даждь ми сло́во, Сло́ве Бо́жий,/ по достоя́нию восхвали́ти по́двиги до́бляго Владимира,/ но́ваго священноиспове́дника, в земли́ Росси́йстей возсия́вшаго,/ в страда́ниих терпели́ваго и в благоче́стии кро́ткаго,/ Небе́сным лико́м сопричте́ннаго,/ иде́же ны́не Триеди́наго Бо́га воспева́ет и мо́лит непреста́нно/ нам, сро́дником его́,/ в ве́ре Правосла́вней утверди́тися/ и спасти́ся душа́м на́шим.

Велича́ние:

Велича́ем тя,/ священноиспове́дниче Владимире,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Моли́тва

О пресла́вный и добропобе́дный священноиспове́дниче Христо́в Владимир, па́стырю до́брый, Це́ркве Ру́сския украше́ние, земли́ на́шея до́брое прозябе́ние, сро́дников твои́х похвало́ и о́бразе! Ты, не убоя́вся мучи́телева преще́ния, ве́ру правосла́вную небоя́зненно испове́дал еси́ и, боле́зни и страда́ния с любо́вию ко Христу́ претерпе́в, врата́ми пра́вды в Небе́сное Ца́рство вшел еси́. Те́мже мо́лим тя: вознеси́ ны́не те́плую моли́тву твою́ ко Го́споду о Оте́честве на́шем, да утверди́т его́ в ве́ре Правосла́вней до сконча́ния ве́ка, нас же, чту́щих па́мять твою́, да укрепи́т спаси́тельныя за́поведи Его́ соблюда́ти; да изба́вльшеся от греха́ и ве́чныя му́ки, вку́пе с тобо́ю сподо́бимся воспева́ти достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. А́минь.

 

28 октября 1999 года был канонизирован Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто. Вы не сможете добавить комментарий к этой публикации.