События

22 февраля — день памяти Священномученика Василия Измайлова

 

Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышний Волочек Тверской губернии в семье мещанина. После окончания Тверской Духовной Семинарии, в 1905 году, поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и прослушал в ней полный курс наук. Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

После получения диплома Василий был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии.

Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия, к сожалению, неизвестна). У четы родилось д
ва сына: в 1912 году — Николай, а в 1914 году — Василий.

7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) обратился к Учебному комитету с просьбой перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную Семинарию, считая, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минской Духовной Семинарии. Незадолго до этого события он был рукоположен в сан священника.

После закрытия семинарии, с 1920 года, отец Василий перешел служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927-м стал настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова. Здесь отец Василий выступил против обновленцев, пытавшихся захватить собор, открыто высказывался о гонениях на Церковь. Прослужив в Воскресенском соборе всего несколько месяцев, 2 июня 1927 года по доносам обновленцев священник был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации».

Незадолго до ареста за отцом Василием была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в так называемое «Обвинительное заключение». В нем, в частности, читаем:

«…приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, причем советовал мужчинам в это дело не вмешиваться… Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война…

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью…

…в частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время — это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь…

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом…»

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях отец Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чем не основаны», на допросах никого не оговорил.

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 августа 1927 года протоиерей Василий Измайлов был сослан в Соловецкий концлагерь особого назначения (СЛОН) сроком на три года. Там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года, но, скорее всего, был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, за веру православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь Божию1.

Канонизирован в лике местночтимых святых постановлением Священного Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года, прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Тропа́рь, глас 3:

Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый,/ благоче́стия пра́вило,/ жития́ ева́нгельскаго о́бразе,/ священному́чениче Василие,/ Христа́ ра́ди пострада́вый да́же до кро́ве,/ Его́же моли́ усе́рдно,/ я́ко Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния,/ Русь Святу́ю утверди́ти в Правосла́вии// до сконча́ния ве́ка.

Конда́к, глас 2:

Восхва́лим, ве́рнии,/ изря́днаго во свяще́нницех/ и сла́внаго в му́ченицех Василие,/ Правосла́вия побо́рника и благоче́стия ревни́теля,/ земли́ Ру́сския кра́сное прозябе́ние,/ и́же страда́нием Небесе́ дости́же/ и та́мо те́пле мо́лит Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Величание:

Велича́ем тя,/ священному́чениче Василие,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́ во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия// претерпе́л еси́.

Моли́тва

О избра́нниче и уго́дниче Христо́в, священному́чениче Василие, Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый, земли́ на́шея благо́е прозябе́ние и кра́сный плод, сро́дников твои́х предста́телю и наста́вниче! Ты во вре́мя гоне́ния безбо́жнаго от сокро́вищницы души́ твоея́ спаси́тельное испове́дание Правосла́вныя ве́ры изне́сл еси́, и лю́дем ве́рным па́стырь до́брый яви́лся еси́, ду́шу твою́ за Христа́ и Его́ о́вцы полага́я и лю́тыя во́лки дале́че отгоня́я. Ны́не у́бо при́зри на нас, недосто́йных чад твои́х, умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем тя призыва́ющих. Умоли́ Го́спода Бо́га, да прости́т согреше́ния на́ша и изба́вит от а́довых уз и ве́чнаго муче́ния. Утверди́ нас в ве́ре святе́й, научи́ нас всегда́ твори́ти во́лю Бо́жию и храни́ти за́поведи церко́вныя. Бу́ди па́стырем на́шим пра́вило ве́ры, во́ином вождь духо́вный, боля́щим врач изря́дный, печа́льным уте́шитель, гони́мым засту́пник, ю́ным наста́вник, всем же благосе́рдый оте́ц и те́плый моли́твенник, я́ко да моли́твами твои́ми соблюде́тся в Правосла́вии Свята́я Русь и непреста́нно сла́вится в ней и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Служба общая священномученику Российскому ХХ века единому составлена Синодальной Богослужебной комиссией и утверждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом 26 декабря 2003 года.

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто. Вы не сможете добавить комментарий к этой публикации.