Сегодня, 23 февраля, Церковь совершает память двух белорусских новомучеников – Петра Грудинского и Валериана Новицкого. При схожести судьбы – оба были расстреляны в 1930 году, — их семьи по-разному относились к их христианской позиции.
Валериан Новицкий с супругой до рукоположения
«Откажись от своих никому не нужных убеждений»
Священномученик Петр Грудинский родился в 1877 году в городе Глуске Минской губернии в крестьянской семье. Работал в волостном управлении, был депутатом от крестьян в Государственной Думе.
Данные о нем скупы, но, наверное, это был мужественный и глубоко верующий человек, потому что священником он решил стать в 1921 году, когда Церковь уже была гонима. Служил отец Петр в селе Тимковичи Слуцкого уезда, и прихожане любили его.
В 1930 году священника арестовали и поместили в слуцкую тюрьму. В то время как отец Петр был под арестом, активисты из его села провели собрание и постановили ликвидировать его наравне с кулаками – за антисоветскую деятельность.
Но больше, чем все эти события, отца Петра потрясли письма от жены, в которых она просила мужа отказаться от веры, ставила его перед выбором: «Я в последний раз спрашиваю тебя: кого ты предпочитаешь – меня ли, существующую, – своей, как ты говоришь, идее?!»
Отец Петр старался успокоить свою супругу, с которой прожил более 20 лет и писал ей, что его религиозность искренняя, а не напускная и что он никогда не шел на сделки с совестью. Сохранились его полные любви и веры строки: «Если судьбе угодно послать мне испытание, то покориться ему так или иначе нужно…Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?! Я не могу, и не сделаю этого даже ради тебя, которую всегда любил и люблю. Дорогая моя, возьми себя в руки и не давай ходу черным мыслям…» В конце была приписка: «Если бы я согласился и исполнил твою просьбу, то ты сама бы скоро возненавидела меня».
23 февраля 1930 года священника приговорили к расстрелу. Что стало с его женой Ириной – неизвестно.
Священномученик Петр Грудинский
«Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана»
Священномученик Валериан Новицкий родился в 1897 году в семье священника из Минской губернии. Он закончил духовное училище, а в семинарии доучиться до конца не успел – ее закрыли с приходом к власти большевиков.
В 1923 году после смерти отца-священника Валериан занял его место на родном приходе. Объяснил он свой поступок коротко: «Надо спасать веру». За семь лет служения он вернул к вере многих людей, был внимательным, добрым священником и хорошим проповедником. Отец Валериан запретил крестьянам посещать антирелигиозные кружки, говоря, что не станет потом отпевать таких людей.
В январе 1930 года священника арестовали – в том числе и из-за вышеупомянутых кружков. Отягощало его «вину» письмо его к родственникам из Западной Беларуси, которое попало в руки к следствию. В этом письме отец Валериан честно описывал события тех дней: что антирелигиозная пропаганда ширится с каждым днем, что растут налоги, что храм хотят забрать под склад для зерна. Страшны эти строки: «Нами управляет владыка Николай Слуцкий, он недавно от нервных потрясений совершенно оглох. В Минске заняли кафедральный собор и женский монастырь. Если у нас церковь займут под клуб, придется могилу папы сравнять с землей, крест и ограду снять, чтобы не было излишних поруганий…»
Жене Доминике увидеться с мужем не разрешили. Через полгода после его ареста она получила только записку: «Диночка! Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?» В ответ она написала: «Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь». С Доминикой осталось трое малолетних детей.
23 февраля 1930 года отец Валериан получил смертный приговор. Его вместе с другим священником заставили вырыть себе могилу и расстреляли. Доминику выслали из города, детей взять с собой не разрешили, дом опечатали. Позже женщина смогла забрать детей к себе и, по их словам, семья всю жизнь ощущала молитвенную поддержу отца Валериана.
Фото: obitel-minsk.ru
Эти две истории рассказаны не для того, чтобы очевидно и, казалось бы, справедливо постановить: эта хорошая, а та плохая. Мы не были в условиях даже приближенных к тем, в которых оказались эти люди. Но, может быть, неслучайно Церковь вспоминает вместе судьбы этих двух священников, чтобы показать: нас определяет наш выбор, и каждый шаг или приближает, или отдаляет нас от Бога и друг от друга.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ (Гродненская епархия)
Обсуждение закрыто.