Иоасаф (в миру Жевахов, князь Владимир Давидович), епископ Могилевский, родился 24 декабря 1874 года в родовом имении Линовица Полтавской губернии, в семье благочестивых князей Давида Дмитриевича и Екатерины Константиновны Жеваховых. Он принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых, которые считали своим родоначальником Картлоса — внука Иафета, первого владетеля Кавказа и родоначальника грузин. Его потомок Джавах I, царь Джавахетии, живший за несколько веков до Рождества Христова, и дал имя роду Джаваховых. В XVIII столетии князь Шио (Семен) Джавахов вышел из Грузии с собственным отрядом в свите царя Вахтанга.
В 1738 году он принял русское подданство, получив княжеский надел в Новороссийской губернии. Он-то и положил начало российской ветви древнего княжеского рода, который по-русски стал именоваться Жеваховы.
В семье Жеваховых было четверо детей: два сына-близнеца — Николай и Владимир — и две дочери — Любовь и Варвара. Предки князя Жевахова были из древнего грузинского рода князей и состояли в родстве с семейством Горленко, давшем России Святителя Белгородского Иоасафа. Один из сыновей князя Семена Джевахова (отставной майор) Спиридон Семенович был женат на племяннице матери святителя Иоасафа, Марии Даниловне Горленко. Второй раз род Жеваховых пересекся с родом святителя Иоасафа несколько позже. Дед Николая и Владимира Жеваховых, князь Дмитрий Михайлович, был женат на Любови Давидовне Горленко, прадед которой был двоюродным братом святителя.
В 1899 году Владимир окончил юридический факультет Киевского университета Св. Владимира. В 1900 году поступил на службу в Киевскую судебную палату. С 1902 по 1914 год избирался на каждое новое трехлетие почетным мировым судьей по Киевскому уезду, что свидетельствует о доверии к нему простого народа.
С октября 1908 года князь Владимир Жевахов — член Православного миссионерского общества, член-учредитель Камчатского православного братства, основанного иеромонахом Нестором (Анисимовым, позже митрополитом).
В 1910 году указом Священного Синода Владимир Жевахов был назначен членом комиссии по устройству раки для Честных Мощей святителя Иоасафа Белгородского, к тому же был активным ктитором, много жертвовал на нужды Церкви.
Получив благословение митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), осенью 1911 года Владимир Жевахов взял в аренду у инженерного ведомства участок земли в Киеве под названием «зверинец», где находился древний пещерный монастырь, более ранний, чем Киево-Печерская Лавра, и в августе 1912 года на свои средства начал раскопки. Усилиями братии был выстроен дом, в котором разместилась двухпрестольная церковь. Князь Жевахов оказал значительную поддержку в строительстве надпещерного храма, который в декабре 1913 года был освящен. Впоследствии здесь был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем которого был князь Владимир Жевахов.
До 1917 года князь Жевахов состоял на государственной службе в звании статского советника и неоднократно исполнял обязанности вице-губернатора.
Все время революции и гражданской войны князь Жевахов провел в Киеве, в доме своей матери.
В 1919 году, в самое страшное время, братьев Жеваховых приютил игумен Зверинецкого скита в благодарность за пожертвования. В 1924 году Владимир Жевахов был впервые арестован и семь месяцев провел в тюрьме Киева. 26 декабря 1924 года в основанном им Зверинецком ските епископом Уманским Макарием (Кармазиновым) он был пострижен в монашество с именем Иоасаф и рукоположен во иеромонаха. Через полтора года, 6 июля 1926 года, митрополит Сергий (Страгородский) хиротонисал его в Нижнем Новгороде во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии. Однако вскоре святитель был арестован и с августа 1926 года по исход 1929 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). После лагеря он три года провел в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край). По возвращении из ссылки 29 июня 1936 года назначен епископом Могилевским. Ему было поручено управлять и Минской епархией. 16 октября 1936 года он был арестован и выслан в г. Боровичи Новгородской области, но в следующем году его освободили, направили в Белгород.
В 1937 году был арестован УНКВД по Курской области по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией церковников. 4 декабря 1937 года осужден тройкой УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.
20 мая 1990 года Иоасаф, епископ Могилевский, указом Президиума Верховного Совета СССР был реабилитирован.
21 февраля 2002 года к высокопреосвященному Максиму, архиепископу Могилевскому и Мстиславскому, обратились наместники Свято-Троицкого Выдубицкого монастыря и Скорбященского Звериницкого скита г. Киева архимандриты Иона и Кассиан с просьбой поддержать их ходатайство о канонизации в лике священномучеников строителя, попечителя и благодетеля их монастыря святителя Иоасафа, приложив при этом собранные ими материалы для канонизации священномученика. Архиепископ Максим написал рапорт и оправил эти материалы в Патриархию.
17 июля 2002 года (уже после смерти владыки Максима) Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был канонизирован в лике священномучеников епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов).
24 июля/ 6 августа прославление священномученика Иоасафа соединилось с торжеством памяти Святителя Могилевского и Белорусского Георгия.
Согласно Положению о канонизации святых, священномученик Иоасаф, епископ Могилевский, одновременно прославляется и в Украинской Церкви, и в Российской, и в Белорусской (по месту его рождения, подвигов и кончины).
Кондак, глас 2:
Восхвалим, вернии, / изряднаго во святителех / и славнаго в муче- ницех Иоасафе, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.
Тропарь, глас 3:
Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Иоасафе, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.
Моли́тва
О пресла́вный и добропобе́дный священноиспове́дниче Христо́в Иоасафе, па́стырю до́брый, Це́ркве Ру́сския украше́ние, земли́ на́шея до́брое прозябе́ние, сро́дников твои́х похвало́ и о́бразе! Ты, не убоя́вся мучи́телева преще́ния, ве́ру правосла́вную небоя́зненно испове́дал еси́ и, боле́зни и страда́ния с любо́вию ко Христу́ претерпе́в, врата́ми пра́вды в Небе́сное Ца́рство вшел еси́. Те́мже мо́лим тя: вознеси́ ны́не те́плую моли́тву твою́ ко Го́споду о Оте́честве на́шем, да утверди́т его́ в ве́ре Правосла́вней до сконча́ния ве́ка, нас же, чту́щих па́мять твою́, да укрепи́т спаси́тельныя за́поведи Его́ соблюда́ти; да изба́вльшеся от греха́ и ве́чныя му́ки, вку́пе с тобо́ю сподо́бимся воспева́ти достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. А́минь.
Служба общая священноисповеднику Российскому ХХ века единому составлена Синодальной Богослужебной комиссией и утверждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом 15 апреля 2008 года.
Обсуждение закрыто.