События

21 января — день памяти священномученика Дмитрия Плышевского, пресвитера Минской епархии (1938)

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ ПЛЫШЕВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР

21 (8) января — день памяти священномученика Димитрия Плышевского, пресвитера Минской епархии. Родился он 26 октября 1883 года (по другим данным, 1880 года) в селе Дубинец Пинского уезда в семье потомственного священнослужителя Иоанна Плышевского. По окончании в 1905 году Минской Духовной Семинарии был рукоположен во иерея и стал служить в церкви Покрова Пресвятой Богородицы деревни Острожанки Мозырского уезда Минской губернии. В 1908 году отец Димитрий был перемещен и приписан к церкви во имя священномученика Георгия села Лядец того же уезда, а в 1915 году — к церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Омговичи Бобруйского уезда. В 1917 году священник был награжден набедренником. После революции служил в церкви села Узляны Игуменского уезда.

Первый его арест состоялся в Узлянах в 1930 году. Причиной стала неуплата повышенного налога на храм. Продержав священнослужителя в тюрьме несколько недель, власти отпустили его. Быть может, это произошло благодаря тому, что матушка священника — Александра Павловна — обошла всех его прихожан и собрала подписи в защиту арестованного пастыря. Отец Димитрий вышел из тюрьмы с единственным зубом во рту — его неоднократно избивали, требуя, чтобы он снял с себя иерейский крест, однако этого не произошло.

После того как церковь в Узлянах закрыли, отец Димитрий перешел служить в Свято-Николаевский храм деревни Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии. Служил вторым священником. По воспоминаниям очевидцев, он выполнял пастырские обязанности с редкой самоотдачей, не только в храме, но и вне его никогда не снимал подрясника, в кругу семьи говорил, что никакие притеснения со стороны властей не заставят его отречься от Церкви.

Вновь отца Димитрия арестовали 26 сентября 1937 года, формально — по обвинению в участии «в контрреволюционной повстанческой шпионской организации». Истинным же поводом для ареста стало то, что отец Димитрий давал читать знакомым жития святых, которые приравнивались в те времена к литературе антисоветского содержания. Еще одним основанием для взятия под стражу послужило близкое знакомство отца Димитрия с епископом Филаретом (Раменским), находившимся в это время в тюрьме НКВД.

На допросах (а их было всего два) отец Димитрий Плышевский держался с достоинством. Об этом свидетельствует, к примеру, протокол его допроса за 25 октября 1937 года:

Вопрос: Вы обвиняетесь в том, что состояли участником контрреволюционной повстанческой шпионской организации. Расскажите следствию правду!

Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

Вопрос: Следствием установлено, что Вы были завербованы в контрреволюционную организацию, еще раз требую откровенно рассказать о своей контрреволюционной деятельности!

Ответ: Я ни в какую контрреволюционную организацию завербован не был и контрреволюционной деятельности не проводил.

Вопрос: Это наглая ложь! Вы были завербованы в контрреволюционную организацию епископом Филаретом (Раменским).

Ответ: Этого никогда не было, меня Раменский и вообще никто в контрреволюционную организацию не вербовал.

Вместе с отцом Димитрием тогда же были арестованы прихожане смолевичской церкви: Адам Семенович Попкович (из деревни Николаевичи Заболотского сельского совета), Григорий Францевич Розум (из деревни Черниковщина), Родион Васильевич Якубицкий (из Смолевич). Все они входили в церковный совет, за что и были арестованы. Каждого из них приговорили к десяти годам заключения в концлагере.

19 ноября 1937 года Особой тройкой НКВД Белорусской ССР священник Димитрий Иванович Плышевский был приговорен к расстрелу. Он был убит в Минске 19 января 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Священномученик Димитрий был прославлен к местному почитанию определением Синода Белорусской Православной Церкви от 28 октября 1999 года. Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 2000 года внес имя отца Димитрия в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Тропа́рь, глас 2:

Священноиспове́дниче о́тче Дмитрие,/ во дни гоне́ний безбо́жных на Це́рковь Ру́сскую/ поноше́ния, заточе́ние, изгна́ние и го́рькия рабо́ты/ Христа́ ра́ди претерпе́л еси́,/ и ничто́же разлучи́ тя от любве́ Бо́жия./ Та́же, благоче́стно в ми́ре пожи́в,/ свиде́тельствовал еси́ Го́спода Иису́са Христа́,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, глас 2:

Я́ко звезда́ но́вая Це́ркве Ру́сския яви́лся еси́,/ терпеливоду́шне Дмитрие священноиспове́дниче,/ Христа́ Бо́га прославля́я/ и в нощи́ безбо́жия путь ве́рным указу́я./ Те́мже мо́лим тя:/ моли́ нам, сро́дником твои́м,/ в ве́ре Правосла́вней утверди́тися// и спасти́ся душа́м на́шим.

И́кос:

Даждь ми сло́во, Сло́ве Бо́жий,/ по достоя́нию восхвали́ти по́двиги до́бляго Дмитрия,/ но́ваго священноиспове́дника, в земли́ Росси́йстей возсия́вшаго,/ в страда́ниих терпели́ваго и в благоче́стии кро́ткаго,/ Небе́сным лико́м сопричте́ннаго,/ иде́же ны́не Триеди́наго Бо́га воспева́ет и мо́лит непреста́нно/ нам, сро́дником его́,/ в ве́ре Правосла́вней утверди́тися/ и спасти́ся душа́м на́шим.

Велича́ние:

Велича́ем тя,/ священноиспове́дниче Дмитрие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Моли́тва

О пресла́вный и добропобе́дный священноиспове́дниче Христо́в Дмитрие, па́стырю до́брый, Це́ркве Ру́сския украше́ние, земли́ на́шея до́брое прозябе́ние, сро́дников твои́х похвало́ и о́бразе! Ты, не убоя́вся мучи́телева преще́ния, ве́ру правосла́вную небоя́зненно испове́дал еси́ и, боле́зни и страда́ния с любо́вию ко Христу́ претерпе́в, врата́ми пра́вды в Небе́сное Ца́рство вшел еси́. Те́мже мо́лим тя: вознеси́ ны́не те́плую моли́тву твою́ ко Го́споду о Оте́честве на́шем, да утверди́т его́ в ве́ре Правосла́вней до сконча́ния ве́ка, нас же, чту́щих па́мять твою́, да укрепи́т спаси́тельныя за́поведи Его́ соблюда́ти; да изба́вльшеся от греха́ и ве́чныя му́ки, вку́пе с тобо́ю сподо́бимся воспева́ти достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. А́минь.

Служба общая священноисповеднику Российскому ХХ века единому составлена Синодальной Богослужебной комиссией и утверждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом 15 апреля 2008 года.

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто. Вы не сможете добавить комментарий к этой публикации.