Священномученик Николай Мацкевич, пресвитер Минской епархии
Николай Степанович Мацкевич родился 4 мая 1878 года в г. Борисове. Происходил из семьи священнослужителей. Обучался в Слуцком Духовном Училище. В 1899 году окончил Минскую Духовную Семинарию. В 1900 году был рукоположен в сан иерея. Служил настоятелем Поречьской церкви Игуменского уезда. В 1910 году был определен на должность уездного наблюдателя церковных школ Борисовского уезда с причислением сверх штата к Борисовскому Свято-Воскресенскому собору. Позднее священствовал при Свято-Троицкой церкви д. Бродовка Борисовского уезда.
Впервые отца Николая Мацкевича арестовали в 1933 году, заключив на один месяц в тюрьму. После освобождения он стал настоятелем Свято-Андреевской церкви г. Борисова. Его перемещение на новое место отчасти объяснялось тем, что храм в Бродовке оказался закрытым.
В Борисове о. Николай прослужил несколько лет. Его не раз вызывали в местное отделение НКВД, угрожали арестом, насмехались над ним и однажды потребовали, чтобы он публично отрекся от сана, заявив об этом с церковного амвона. Потребовали и, наверное, ожидали, что так и будет. Но отец Николай поступил иначе. Совершая богослужение на следующий день, он, обращаясь к прихожанам, сказал: «Люди! Бог есть!» Эти слова он произнес с особым акцентом, адресуя их прежде всего своим недавним собеседникам из НКВД. После этого 15 августа 1937 года его арестовали.
Священник Николай Мацкевич виновным себя ни в чем не признал и никого из своих прихожан не оговорил. Его осудили на 10 лет заключения в концлагере. Из лагеря он уже не вернулся, мученически пострадав за Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Священномученик Николай Мацкевич канонизирован в лике местночтимого святого постановлением Священного Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года, прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.
(по материалам сайта Борисовской епархии
и статей о. Федора Кривоноса)
Тропа́рь, глас 3:
Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый,/ благоче́стия пра́вило,/ жития́ ева́нгельскаго о́бразе,/ священному́чениче Николае,/ Христа́ ра́ди пострада́вый да́же до кро́ве,/ Его́же моли́ усе́рдно,/ я́ко Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния,/ Русь Святу́ю утверди́ти в Правосла́вии// до сконча́ния ве́ка.
Конда́к, глас 2:
Восхва́лим, ве́рнии,/ изря́днаго во свяще́нницех/ и сла́внаго в му́ченицех Николая,/ Правосла́вия побо́рника и благоче́стия ревни́теля,/ земли́ Ру́сския кра́сное прозябе́ние,/ и́же страда́нием Небесе́ дости́же/ и та́мо те́пле мо́лит Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Величание:
Велича́ем тя,/ священному́чениче Николае,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́ во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия// претерпе́л еси́.
Моли́тва
О избра́нниче и уго́дниче Христо́в, священному́чениче Николае, Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый, земли́ на́шея благо́е прозябе́ние и кра́сный плод, сро́дников твои́х предста́телю и наста́вниче! Ты во вре́мя гоне́ния безбо́жнаго от сокро́вищницы души́ твоея́ спаси́тельное испове́дание Правосла́вныя ве́ры изне́сл еси́, и лю́дем ве́рным па́стырь до́брый яви́лся еси́, ду́шу твою́ за Христа́ и Его́ о́вцы полага́я и лю́тыя во́лки дале́че отгоня́я. Ны́не у́бо при́зри на нас, недосто́йных чад твои́х, умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем тя призыва́ющих. Умоли́ Го́спода Бо́га, да прости́т согреше́ния на́ша и изба́вит от а́довых уз и ве́чнаго муче́ния. Утверди́ нас в ве́ре святе́й, научи́ нас всегда́ твори́ти во́лю Бо́жию и храни́ти за́поведи церко́вныя. Бу́ди па́стырем на́шим пра́вило ве́ры, во́ином вождь духо́вный, боля́щим врач изря́дный, печа́льным уте́шитель, гони́мым засту́пник, ю́ным наста́вник, всем же благосе́рдый оте́ц и те́плый моли́твенник, я́ко да моли́твами твои́ми соблюде́тся в Правосла́вии Свята́я Русь и непреста́нно сла́вится в ней и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Служба общая священномученику Российскому ХХ века единому составлена Синодальной Богослужебной комиссией и утверждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом 26 декабря 2003 года.
Обсуждение закрыто.