Священномученик Александр родился 8 августа 1876 года в селе Очесо Рудня Гомельского уезда Могилевской губернии в семье священника Иерофея Саульского. В 1899 году Александр окончил Могилевскую Духовную семинарию и в 1903?м был рукоположен во диакона и священника и служил в Троицком храме в селе Мхиничи Чериковского уезда Могилевской губернии; 11 февраля 1906 года он был назначен настоятелем этого храма. Был женат на Елизавете Николаевне Невской. У них было шестеро детей. Единственный сын Александр умер во младенчестве, дочь Вера умерла в отрочестве. Имена остальных дочерей: Серафима, Ольга, Анна, Юлия. С 1912?го по 1917 год отец Александр служил полковым священником, и ему не раз приходилось исполнять священнические обязанности с риском для жизни во время боевых действий, выносил с поле боя раненых, за что был награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и ему был пожалован титул дворянина.
За беспорочную службу отец Александр был возведен в сан протоиерея и с 1926 года служил в Знаменской церкви в городе Тихвине Санкт-Петербургской епархии; он был благочинным 1го Тихвинского благочиния, в которое входило в то время одиннадцать приходов.
В начале 1930х годов священника несколько раз вызывали свидетелем по делам арестованного в Тихвине духовенства. В 1932 году его вызвали по делу священника Иоанна Сарва*, обвиненного в том, что он якобы совершил отпевание сторонницы митрополита Иосифа (Петровых), которая завещала, чтобы ее отпел священник, одинаковых с ней идейных воззрений. Ее родственники обратились к отцу Александру; будучи осведомлен о воле почившей, протоиерей Александр отказал им в просьбе, и они отправились к священнику Иоанну Сарву, который также отказался совершить отпевание. Ее отпел архимандрит Тихвинского монастыря, который юридически был зарегистрирован как обновленец, но считалось, что он является единомышленником сторонников митрополита Иосифа. «Что же касается Иоанна Сарва, – свидетельствовал на допросе отец Александр, – то могу подтвердить, что он является сергиевцем. В антисоветской агитации и контрреволюционных выступлениях Сарв мною не замечался». Отец Иоанн тогда был освобожден.
1 января 1934 года сотрудники ОГПУ арестовали отца Александра и он был заключен в одну из тюрем Ленинграда. Будучи сразу же допрошен, он отрицал какую бы то ни было вину, заявив, что его оклеветали, и назвал имена клеветников и причины, по которым он был оговорен. Следователи не удовлетворились ответами священника и продолжали допрашивать его, требуя, чтобы он высказал свое отношение к советской власти и дал показания о разговорах, которые велись среди духовенства. 5 января священник подписал показания, в которых говорилось, что среди духовенства обсуждались политические вопросы, касавшиеся взаимоотношений Советского Союза с Америкой, от которых духовенство ожидало перемены политики советской власти по отношению к религии.
После этого допроса были произведены дополнительные аресты духовенства и мирян. 26 февраля 1934 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Александра к пяти годам заключения в концлагерь, и 7 марта того же года он был отправлен в Севвостоклаг в город Владивосток.
Арестованный в начале 1938 года в лагере (по делу архиепископа Онуфрия (Гагалюка)) вместе с епископами и духовенством, он, учитывая опыт предыдущего ареста и вполне осознавая глубину проявленного им тогда малодушия, на этот раз на требование следователя рассказать о контрреволюционной группе и антисоветской агитации перечисленных ему следователем священников, ответил: «О существовании контрреволюционной группировки я ничего не знаю. Антисоветских высказываний среди священнослужителей я не слыхал. Сам я никогда антисоветской агитации не вел».
17.03.1938 тройка при УНКВД по Хабаровскому краю вынесла о. Александру приговор: высшая мера наказания – расстрел. Приговор был приведен в исполнение 1 июня 1938.
Был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года.
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007.
Тропарь, глас 8
Верою и благочестием измлада воспитан,/добрый пастырь явися порученному стаду,/ во иереех мученик Твой, Господи, Александр,/ храм и приход непорочны в руце Твоей положи:/ ихже спасай всегда в мире,// молитвами Богородицы, Eдине Человеколюбче.
Кондак, глас 6
Блажен путь, имже шествовал еси, отче Александре,/ званию своему достойно служение совершая,/ от безбожных поругание и смерть приял еси,/ мученическим венцем украсився/ и цельбо носными мощами освятив землю Полотскую,/ за град и люди ходатай верен пребываеши;/ молися Богу о всех почитающих тя.
Величание
Величаем тя,/ святый священномучениче Александре,/ и чтим честная страдания твоя,// яже за Христа претерпел еси.
Обсуждение закрыто.