В благословенный Богом день 1 апреля 1918 года в деревне Севруки под Гомелем в семье Владимира и Гликерии Скопичевых родилась дочь Мария, названная в Святом Крещении в честь святой Египетской отшельницы и ставшая, несмотря на свою пожизненную телесную немощь, великой подвижницей и молитвенницей Белорусской земли.
Мария родилась с церебральным параличом, так что надежды на избавление от тяжелого неисцелимого недуга не было, и она без ропота несла этот данный ей от рождения крест. Еще в детстве в ночном видении ей были показаны две дороги и было сказано: «По левой пойдешь, спокойно жизнь проживешь, по правой — скорбеть будешь…». И богомудрая Мария выбрала тогда правый — скорбный — путь.
Ее сызмальства отличали терпение, смирение и любовь. Она старалась помогать матери, и всегда была занята делом: стирала на реке, убиралась дома, готовила.
Первым Марию назвал монахиней облагодетельствованный ею нищенствующий старец. И, действительно, она еще до пострига выделялась от своих сверстников тем, что всегда молилась. Часто просила отнести ее на церковный праздник или просто для молитвы в женский монастырь в Ченках. Встречаясь с девушкой, игумения Ченковского Тихвинского монастыря Поликсения всякий раз звала ее к себе в обитель. И она много молилась, прежде чем решилась на это, наконец-то почувствовав призыв Божий. Радостно принятая игуменией Поликсенией Мария приняла в день празднования Преображения Господня малосхимнический монашеский постриг.
Ее пoстриг в великую схиму совершил один из последних Оптинских старцев — прозорливый схиигумен Макарий, ставший духовным отцом схимонахини Манефы. Перед своей кончиной он поручил ее иеросхимонаху Артемию (Потоцкому).
Во Вторую мировую войну монахини Ченковского монастыря возвратились в свою обитель, а схимонахиня Манефа поселилась в деревне Вишневка Тереничского сельсовета в семье верующих престарелых супругов Кизевых.
В войну в Вишневке ежегодно 24 сентября по деревенской улице из дома в дом торжественно переносили крестным ходом икону и украшенную полотном деревянную свечу. Люди верили, что это поможет ушедшим на фронт мужьям и сыновьям, и таким образом молитвенно ограждали их от смерти. Свечу перед иконой всегда держала святая Манефа, которую несли на плечах. При этом ее часто прямо на ходу спрашивали о своих мужьях, сыновьях, отцах. И матушка прозорливо открывала женщинам долю их близких, хотя иногда, щадя вдовицу, бывало умалчивала о смерти воина-мужа. Вскоре ей пришлось вернуться в родительский дом, в деревню Севруки. Чонский монастырь разогнали, но живущая в миру схимонахиня Манефа по-прежнему помогала людям.
Указания нестарой годами матушки были ясны и действенны. Старица призывала людей сердечно и безотлагательно просить у Господа прощения грехов, советовала молиться Богу, читать акафист Божией Матери, заказывать поминовения в монастырях, подавать милостыню и быть милосердными. В ее словах была такая убедительность и благодатная сила, что мало кто сомневался в матушкиных советах, которые давали правильное направление на жизненном пути, приводили людей к вере и очень ее укрепляли. Старица была искренней бессребренницей, и, совершая исцеления, ничего не брала от людей за это. Почти все свои средства матушка отдавала на монастырь.
Несколько раз матушка видела во сне Божию Матерь. Эти видения были совершенно ясными и сопровождались неописуемыми по их глубине и силе чувствами благоговения и всеобъемлющей любви к Богу, Пречистой и людям. Она говорила Манефе: «Обращайся ко Мне в молитвах». И сердце подвижницы при каждом Ее посещении и слове трепетало и готово было растаять от блаженства.
Любило и уважало матушку белорусское духовенство. К ней ездили за советом священники из Гомеля отцы Михаил Мандрик, Стефан Гладыщук, Феодор Харик, из Мозыря отцы Василий Тур и Петр Повный (ныне покойный архимандрит Феодосий), все их близкие и родные.
При необходимости, святая прозорливо указывала молодым подходящих жениха или невесту. Для ищущих благословенния свыше будущих супруга или супругу она советовала обращаться к Божией Матери и Николаю Чудотворцу. Все, кто слушал советы матушки Манефы, были счастливы в браке и приезжали ее благодарить.
Удрученных и унывающих от трудностей жизни святая Манефа укрепляла примерами подвигов людей, пострадавших за веру. Она говорила: «Дорогие мои, что нам жаловаться на нашу долю? Бог нас питает, дает нам жилье. Никто нас не гонит, не мучает. А вспомните всех тех, кто пострадал за веру, вспомните Иисуса Христа».
В январе 1984 года изнемогшая телом мать Манефа попросила, чтобы ее вывезли на улицу на свежий воздух. Вдруг откуда-то налетели птички и стали петь чудную песню. «Птицы Богу Небесному молятся», — сказала в радости матушка. А ночью во сне ей явился отец Артемий и сказал, что птицы пели к ее смерти. Святая стала вопрошать у своего небожителя-старца время своей кончины, но он ответил, что открыть это ей Богу не угодно. Каждый, кто знал матушку, захотел бы с ней проститься, а ей это было бы уже не по ее физическим силам. Все, кто был близок матушке, по очереди дежурили в последнее время у ее постели. И каждому из них она отдала распоряжение на случай своей кончины.
Преподобная Манефа отошла ко Господу 12 / 25 февраля 1984 года.
Тропарь, глас 2:
Измла́да теле́сно стра́ждущи, / душе́вную чистоту́ соблюла́ еси́, / и во и́ночестве честне́м возросла́ еси́, / во́лю Бо́жию приходя́щим к тебе́ открыва́ющи, / от ко́зней де́монских и челове́ков лука́вых их огражда́ла еси́, / неду́ги людски́я цели́ла, от не́другов защища́ла еси́, / боле́зни свои́ и ско́рби кро́тко претерпева́ющи, / сего́ ра́ди, Мане́фо свята́я, моще́м твои́м поклоня́ющеся, / мо́лимся ти в обстоя́ниях на́ших и те́пле взыва́ем ти: / о, преподо́бная прозорли́вица и цели́тельница на́ша, и ма́ти, // всем к тебе́ притека́ющим помози́.
Кондак, глас 4:
Избра́нная в жена́х преподо́бных Мане́фо, / свя́то подвиза́лася еси́ на го́мельской земли́, / и от рожде́ния твоего́ в боле́знех стра́ждущи, / николи́же уныва́ла или́ возропта́ла еси́, / и та́ко благода́тию Ду́ха Свята́го испо́лнившеся, / проро́чицею, чудотво́рицею и целе́бницею ста́ла еси́, / и мно́гим помога́ющи спасе́ние обрести́, / ве́лие дерзнове́ние моли́твенное пред Го́сподом стяжа́ла еси́, / сего́ ра́ди пое́м ти:/ Ра́дуйся, свята́я Мане́фо, // и ми́лости Бо́жия нам испроси́.
Молитва
О, преподо́бная на́ша ма́ти, свята́я уго́дница Бо́жия схимона́хиня Мане́фо! Мо́лимся ти в ну́ждах, ско́рбех, неду́зех и нестрое́ниях духо́вных и жите́йских пребыва́ющии, я́ко ве́мы благода́ть, тебе́ свы́ше да́нную и мно́жицею чрез тя подава́емую всем к тебе́ притека́ющим и наде́ющимся хода́тайствы твои́ми ко Го́споду и Пречи́стей Де́ве Мари́е Богоро́дице спасти́ся благоче́стно живу́ще на земли́. От рождества́ твоего́ да́же до преставле́ния твоего́ теле́сно боле́знующи, зна́еши, коли́ка обстои́т сме́ртно язвя́щая нас по греха́м на́шим му́ка и туга́. Помози́ нам, свята́я на́ша моли́твенница, и стра́ждущих от окая́нства и немоще́й вы́моли и исцели́. И я́коже саме́й ти еще́ на земли́ с на́ми пребыва́вшей явля́лся есть с назида́нии и сове́ты почи́вший бы́вший твой духовни́к, и нам вразумле́ние и наставле́ния та́кожде подава́й. Еще́же от неурожа́ев, вре́да и за́сухи се́ла на́ша и нас от гла́да и па́губы избавля́й. Ю́ныя уцелому́дри, де́вствующия в де́встве укрепи́, супру́жество избра́вшия на супру́жество благо́е и в бра́ке благослови́, мона́шествующим на стра́сти и де́моны спобо́рствуй, вороже́й препобеди́ и отжени́, да не погубя́т нас и достоя́ние на́ше злы́ми свои́ми наве́тами и ко́знями. От наше́ствия иноплеме́нных и бра́ни междоусо́бныя, разоре́ния и гоне́ний, тобо́ю пережи́тых и тебе́ ве́домых огради́ нас и защити́. Да с по́мощию благода́тною, подо́бно тебе́ саме́й, ку́плю до́брую по сло́ву Христо́ву зде де́юще, сподо́бимся проще́ния согреше́ний на́ших, от скве́рн очище́ния и освяще́ния душ и теле́с на́ших в жи́зни сей вре́менней и в бесконе́чныя ве́ки жи́зни бу́дущей блаже́нство ве́чное улучи́м. Ами́нь.
Обсуждение закрыто.