Святитель Георгий (Конисский)[1], архиепископ Могилёвский, в миру Конисский Григорий Осипович, родился 20 ноября 1717 года[2] в городе Нежине (ныне Черниговской обл.) в семье сотенного урядника, из западнорусского дворянского рода.
В 1728–1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки).
11 августа 1744 г. принял монашество, постриг в Киево-Печерской Лавре совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским).
С 1745 года – преподаватель поэтики (теории стихосложения) в Киевской духовной академии.
В 1747 г. рукоположен во священника, с того же года – профессор философии и префект.
В 1750 году составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах…». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов.
С 1751 г. – профессор богословия, настоятель Киевского Братского Богоявленского мужского монастыря, член Киевской духовной консистории.
В 1752 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита.
В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский), возглавлявший единственную православную епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового православного епископа предшествовали активные попытки католической партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию.
20 августа 1755 г. состоялась хиротония архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. Хиротонию в Софийском соборе в Киеве совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий), Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Король Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение нового епископа декретом от 3 июня 1755 г.
Возрождение церковной жизни епархии вл. Георгий начал с религиозно-нравственного воспитания и просвещения духовенства и паствы. В 1757 г. при архиерейском доме была открыта типография, здесь, в частности, были изданы некоторые труды Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича): «Катехизис» (1757; сокращенный вариант с дополнениями еп. Георгия разослан приходским священникам), «De arte poetica» (1786) и др. В Могилёве были открыты школьные классы, в 1759 г. – духовная семинария при Преображенском монастыре. Отстаивая право на образование для всех слоев населения, еп. Георгий также открыл школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Рогачёве и др. Для пополнения состава духовенства ходатайствовал перед Святейшим Синодом о разрешении рукополагать русских подданных украинского происхождения или из пограничной Смоленской провинции, ходатайство было удовлетворено именным императорским указом от 25 января 1758 г. Одновременно святитель заботился о строительстве: при нем был освящен кафедральный Преображенский собор в могилёвском Преображенском монастыре (1762), сооружены здания консистории и духовной семинарии, ряд храмов. При строительстве нового архиерейского дома старый дом с землей был передан лютеранам. По инициативе еп. Георгия была приведена в порядок епархиальная документация, сформирован архив.
Защищая права православных, святитель неоднократно обращался за помощью в Святейший Синод и российскую Коллегию иностранных дел, собирал древние королевские грамоты, составил реестр храмов, отобранных у православных. На базе этих материалов издал справочную книгу «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве» (Варшава, 1767; на польск. языке). Ценность книги была отмечена Святейшим Синодом, впоследствии документы из «Архива Конисского» использовались православными в тяжбах с униатами и католиками. Святитель много проповедовал, в своих проповедях он не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, «премудростию Соломоновою хвалящихся». Подозрительной казалась ему таинственность масонства – этого «просвещения, во тьме деемого».
В 1759 и 1760 гг. на его жизнь были совершены покушения.
В 1762 году еп. Георгий был приглашен на коронацию имп. Екатерины II в Москву, 29 сентября произнес речь, в которой выразил тревогу за судьбу православных в Польше. Речь стала манифестом политической лояльности западнорусского духовенства к российскому правительству. Из Москвы святитель вместе с имп. двором переехал в Санкт-Петербург, где жил до 1765 г. Синод представлял его на Псковскую кафедру, но Екатерина II ответила, что «Георгий нужен в Польше». Святитель способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в Речи Посполитой, подав в 1763 г. от имени всех православных Польши челобитную императрице. Летом 1765 г. поехал в Варшаву для представления новому королю Станиславу Августу Понятовскому, 27 июля произнес речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов» (она была переведена на ряд европейских языков как образец защиты веротерпимости). Позже подал королю «Мемориал об обидах православным» из 20 пунктов. Принимал участие в заседаниях сеймов, разрабатывал статьи о положении православных, способствовал созданию «Вечного трактата», подписанного 13 февраля 1768 г. и даровавшего православным права, равные с католиками. Одновременно, испытывая давление со стороны католической партии и не рассчитывая на поддержку короля, участвовал в работе «диссидентских» конфедераций, в частности Слуцкой 1767 г. В 1768 г. стал членом смешанного суда для разбирательства религиозных споров между католиками и «диссидентами», покровительства у святителя искали протестанты.
В 1768 г. переехал в Смоленск, откуда продолжал руководить паствой, посылая письма и наставления. В соавторстве со Смоленским еп. Парфением (Сопковским) составил пособие по вопросам канонического права, литургики, проповеди и пастырского богословия «О должностях пресвитеров приходских» (СПб., 1776; переведено на англ. язык).
Еп. Георгий приветствовал первый раздел Польши 1772 г., уподобив его библейскому освобождению от египетского рабства. Южные из присоединенных к России территорий (составившие Могилёвскую, Оршанскую, Мстиславскую и Рогачёвскую провинции) были объединены в Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую епархию, которую и возглавил святитель (с 10 января 1795 после расширения епархии стал именоваться Могилёвским и Полоцким).
Вернувшись в Могилёв, он выступил за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, рассылал послания с призывом к этому по всей Белоруссии. Был одним из инициаторов императорского рескрипта от 2 июля 1780 г., разрешавшего назначать правосл. священников на освободившиеся униатские приходы. В 1781–1783 гг. в Белоруссии в лоно православной церкви возвратились 112 578 чел. Еп. Георгий посылал духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), небрежного исполнения таинства исповеди (1789). Предпринял ряд мер по укреплению материального положения кафедры, вел большое строительство. В мае 1780 г. в Могилёве приветствовал имп. Екатерину II и австр. имп. Иосифа II, в память об исторической встрече состоялась закладка собора во имя св. Иосифа Обручника.
22 сентября 1783 г. был возведен в сан архиепископа и назначен членом Синода.
Одновременно святитель продолжал помогать православным, оставшимся на территории Польши, поручил игум. Виктору (Садковскому) представлять себя в сейме. Стараниями святителя Георгия 27 марта 1785 г. на территории Польши была восстановлена Переяславская епархия в юрисдикции Русской Церкви, кафедру возглавил еп. Виктор (Садковский). Архиеп. Георгий составил для него рекомендации по управлению епархией. В годы гонений на православие в Польше (1789–1792) святитель поддерживал тесную связь с Варшавой, информировал Синод о происходящих событиях.
Собрал за свою жизнь богатейшую библиотеку (1269 книг, 241 рукопись), открыл несколько госпиталей, странноприимниц, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нищим, калекам, вдовам и сиротам. Перед кончиной составил завещание, в котором проявил заботу о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире, оставил средства для раздачи милостыни в храмах Могилёва.
Скончался 13 февраля 1795 года[3] в г. Могилёве. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве. Над могилой была прибита медная доска с надписью, составленной самим преосвященным:
Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из Конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седмисотый пятый девяностый.
Гробница вскрывалась в 1812 г. французами и в 1875 г. во время ремонта храма, тело сохранилось нетленным. К 2005 г. собор был уничтожен, могила утеряна.
Почитание святителя началось почти сразу после кончины: у гробницы в соборе служились панихиды, молебны. 5–6 августа 1993 г. в Могилёве состоялось прославление святителя Георгия в лике местночтимых святых. Торжество возглавил патриарший экзарх всея Беларуси Минский митр. Филарет (Вахромеев). В 1993 г. было составлено житие, в 1995 г. – акафист святителю. Ему посвящены храмы в Могилёве и Слуцке.
Тропарь, глас 3
Сто́лп Правосла́вия и учи́тель благоче́стия бы́л еси́,/ святи́телю о́тче на́ш Гео́ргие./ Мно́гия ско́рби и гоне́ния претерпе́л еси́,/ богому́дро па́ству свою́ управля́я,/ ко спасе́нию все́х наста́вил еси́./ Це́ркви Белору́сския Похвало́ и гра́да Могиле́ва украше́ние,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ да утверди́т Оте́чество на́ше в благоче́стии// и спасе́т ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас 4
Приспе́ де́нь све́тлаго торжества́,/ гра́д Могиле́в ра́дуется,/ и с ни́м вси́ лю́дие правосла́вныя ликовству́ют/ пе́ньми и пе́сньми духо́вными:/ дне́сь бо свяще́нное торжество́/ в прославле́нии святи́теля и чудотво́рца Гео́ргия,/ я́коже со́лнце незаходи́мое возсия́ светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму́ искуше́ний и бе́д от вопию́щих ве́рно:// спаса́й на́с, я́ко предста́тель на́ш, вели́кий Гео́ргие.
Кондак, глас 8
Я́ко тру́дника апо́стольска/ и Правосла́вия столпа́ непоколе́бима/ Це́рковь Христо́ва прино́сит Ти́, Го́споди,/ святи́теля Гео́ргия, в то́й просия́вшаго./ Того́ моли́твами// да́руй душа́м на́шим ми́р и ве́лию ми́лость.
Обсуждение закрыто.