События

22 ноября — день памяти Священномученика Иосифа Счансновича, диакона Московской епархии

Свя­щен­но­му­че­ник Иосиф ро­дил­ся 7 июня 1886 го­да в ме­стеч­ке Жи­ро­ви­цы Сло­ним­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии в се­мье бе­ло­рус­ско­го кре­стья­ни­на Ан­то­ния Сченсно­ви­ча. На­строй се­мьи был глу­бо­ко пра­во­слав­ным, и Иосиф с юно­сти по­свя­тил свою жизнь слу­же­нию Церк­ви. В 1901 го­ду Иосиф окон­чил Жи­ро­виц­кое Ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1903 го­ду он окон­чил кур­сы пса­лом­щи­ков в го­ро­де Грод­но и был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в храм в се­ле Ве­ли­кий Лес Брест­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии, где про­слу­жил до 1915 го­да.
30 ав­гу­ста 1915 го­да, из-за на­чав­ших­ся во­ен­ных дей­ствий, Иосиф был вы­нуж­ден эва­ку­и­ро­вать­ся и в на­ча­ле 1916 го­да при­был в Моск­ву. Здесь он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм пре­по­доб­но­го Сер­гия, что в Ро­гож­ской Сло­бо­де, по сов­ме­сти­тель­ству ра­бо­тая в то­вар­ной кон­то­ре Се­вер­ной же­лез­ной до­ро­ги.
В 1918 го­ду Иосиф Ан­то­но­вич вы­ехал из Моск­вы в Во­ро­неж­скую гу­бер­нию в се­ло Алек­се­ев­ку и в том же го­ду пе­ре­ехал в сло­бо­ду Ла­ши­нов­ка Ста­ро­бель­ско­го уез­да Харь­ков­ской гу­бер­нии, где стал слу­жить пса­лом­щи­ком. В 1921 го­ду он окон­чил пас­тыр­ские кур­сы в го­ро­де Ста­ро­бель­ске. В 1922 го­ду он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме в се­ле Сча­стье Ста­ро­бель­ско­го уез­да.
В 1924 го­ду Иосиф Ан­то­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му в по­сел­ке Вы­со­кое Харь­ков­ской об­ла­сти, где про­слу­жил пять лет. В 1929 го­ду он стал слу­жить диа­ко­ном в хра­ме Пет­ра и Пав­ла у Яуз­ских во­рот в Москве, с 1930 го­да – в Тро­иц­ком хра­ме по­сел­ка Ку­пав­на Но­гин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В том же го­ду за без­упреч­ное цер­ков­ное слу­же­ние он был на­граж­ден двой­ным ора­рем. В это вре­мя у них с же­ной Алек­сан­дрой бы­ло трое де­тей, при­чем млад­ший сын толь­ко ро­дил­ся. У диа­ко­на Иоси­фа бы­ли род­ствен­ни­ки, остав­ши­е­ся на тер­ри­то­рии, ко­то­рая ото­шла к Поль­ше; они пи­са­ли ему, что жи­вут в ма­те­ри­аль­ном от­но­ше­нии вполне снос­но, и при­гла­ша­ли при­е­хать. В 1933 го­ду диа­кон Иосиф от­нес до­ку­мен­ты в Поль­ское по­соль­ство, пред­по­ла­гая вы­ехать к бра­тьям в Поль­шу, но из это­го ни­че­го не вы­шло.
5 но­яб­ря 1937 го­да ру­ко­во­ди­те­ли НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти Яку­бо­вич, Пер­сиц и Ва­си­льев вы­пи­са­ли справ­ку на арест диа­ко­на Иоси­фа. В ней они пи­са­ли, что «в по­сел­ке Ку­пав­на Но­гин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти груп­па цер­ков­ни­ков ве­дет сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, внед­ряя в со­зна­ние масс ве­ру в сверхъ­есте­ствен­ные си­лы. Иосиф Ан­то­но­вич Сченсно­вич с контр­ре­во­лю­ци­он­ной це­лью по­се­ща­ет квар­ти­ры от­дель­ных ра­бот­ниц, рас­про­па­ган­ди­руя их в контр­ре­во­лю­ци­он­но-цер­ков­ном ду­хе, ока­зы­вая неко­то­рым ма­те­ри­аль­ную по­мощь. В ре­зуль­та­те его по­се­ще­ний граж­дан­ка Ми­ти­на, ра­нее не по­се­щав­шая цер­ковь, ста­ла ак­тив­ной цер­ков­ни­цей».
10 но­яб­ря бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли, од­на из них по­ка­за­ла, что «диа­кон Сченсно­вич сво­их де­тей при­нуж­да­ет по­се­щать цер­ковь. Се­мья под вли­я­ни­ем гла­вы на­стро­е­на крайне ре­ли­ги­оз­но».
12 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли на­сто­я­те­ля Тро­иц­кой церк­ви в по­сел­ке Ку­пав­на свя­щен­ни­ка Ди­мит­рия Бо­го­яв­лен­ско­го, диа­ко­на Иоси­фа Сченсно­ви­ча и чле­на цер­ков­ной два­дцат­ки Сер­гея Фры­ги­на, за­клю­чив их в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске. На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста диа­кон Иосиф был до­про­шен.
– След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, рас­пус­кая про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о СССР, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и про­во­ка­ци­он­ных слу­хов я не рас­пус­кал, а вы­ска­зан­ные мною на­стро­е­ния о Со­вет­ском Со­ю­зе, по­бу­див­шие ме­ня об­ра­тить­ся в Поль­ское по­соль­ство с прось­бой о вы­ез­де в Поль­шу, бы­ли на­стро­е­ни­я­ми лич­но мо­и­ми и мо­ей се­мьи.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы сов­мест­но с Бо­го­яв­лен­ским и Фры­ги­ным сре­ди ве­ру­ю­щих про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
– Лич­но я контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты сре­ди на­се­ле­ния не про­во­дил, а о Бо­го­яв­лен­ском и Фры­гине ни­че­го не знаю. Мне толь­ко из­вест­но, что Бо­го­яв­лен­ский яв­ля­ет­ся на­сто­я­те­лем церк­ви, с ним я про­жи­вал в од­ном до­ме, а Фры­гин – цер­ков­ник и по­се­щал цер­ковь.
– При­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. Через несколь­ко дней, 19 но­яб­ря, трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Диа­кон Иосиф Сченсно­вич был рас­стре­лян 21 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 1». Тверь, 2005 год, стр. 240-243.

Тропарь, глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужы и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившыя/ и кровьми Истину соблюдшыя./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани/ до скончания века.

Кондак, глас 3

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу/ во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто. Вы не сможете добавить комментарий к этой публикации.