Никифор (Парасхес-Кантакузен) (1540-е – 1599), архидиакон, экзарх Вселенского патриарха в Молдавии и Речи Посполитой.
Родился в Константинополе, в состоятельной семье в 1540-х годах. Образование он получил в Италии в Падуанском университете, где учились многие православные греки. Немалое число православных, обучавшихся в те времена в Италии, попадало под влияние западной культуры и уходило из Церкви, причем некоторые становились активными противниками православия. С Никифором этого не произошло, хотя некоторое время он после окончания университета оставался в Падуе, где преподавал греческий язык.
Свою верность православию Никифор выразил тем, что принял сан диакона и стал служить в православном соборе святого Марка в Венеции, где пробыл семь лет, занимая должность проповедника. Несомненно, что за долгие годы жизни в Италии он хорошо изучил римо-католицизм и западную культуру.
В начале 1580-х годов он оказывается в Константинополе и вскоре начинает занимать видное положение в Константинопольской Патриархии. Нигде в известных документах не говорится о том, был ли Никифор монахом. Однако известный нам путь его жизни позволяет утверждать, что своей семьи у него не было – вероятно, он был монах или целибат. С самого начала своей деятельности в Константинополе Никифор проявил необычную энергию в защите учения и традиций православия. Так, поездка в Молдавию в город Яссы за сбором средств в патриаршую казну привела его к необходимости выступить за сохранение старого календаря и против уже тогда насаждаемой унии.
В этот же период он познакомился с такими видными деятелями, как князь Константин Острожский и канцлер Я. Замойский. Они пригласили Никифора преподавать в основанных ими школах. Естественно, что Никифор принял приглашение православного князя Константина и отверг просьбу католика Замойского. Однако, несмотря на конфессиональные расхождения и проблему календаря, у Никифора сложились в этот период хорошие отношения с польским канцлером.
В период заточения патриарха Иеремии на острове Родос Никифор проявил исключительную активность в делах Константинопольского патриархата. Ему пришлось столкнуться с крайним упадком дел в патриархии. Он употреблял все свои силы на восстановление законной власти и порядка в Церкви, но потерпел поражение. Его отправили в ссылку на остров Кипр. Он был также оклеветан перед русским послом, что имело немалое значение, поскольку русское влияние на дела Константинопольского патриархата в то время было весьма велико.
Однако Никифор бежал из заключения и вновь включился в борьбу за канонический строй в Церкви. За время отсутствия патриарха Иеремии управлять расстроенными делами патриархата пришлось Никифору, что было тяжелой задачей, так как патриархия была разорена и имела огромные долги.
Никифор очень чтил патриарха Иеремию, которого называл человеком святой жизни, и патриарх Иеремия был возвращен на престол благодаря его усилиям. Однако возвращение Иеремии на престол в конце 1587 года не освободило Никифора от тяжелых обязанностей по налаживанию дел в патриархии. Патриарх Иеремия решил самолично отправиться «на святую Русь» просить помощи, а местоблюстителем патриаршего престола оставил Никифора. Таким образом Никифор, оставаясь в сане диакона, в общей сложности в течение трех лет управлял делами патриархата – возможно, уникальный случай в истории православной церкви.
Прозвище «мудрейший», которое было присвоено Никифору, соответствовало его дарованиям и размаху деятельности. Он пользовался любовью и полным доверием патриарха Иеремии, несмотря на многочисленных врагов, пытавшихся скомпрометировать его в глазах патриарха. Особые права, которые Никифор получил в качестве экзарха, были утверждены грамотой двух патриархов – Иеремии и Мелетия Александрийского.
В борьбу с унией экзарх Никифор первоначально вступил в Молдавии, организовав осуждение унии на Соборе в Яссах летом 1595 года, нарушив планы римо-католиков. По инициативе Никифора был отстранен епископ Георгий (Могила), проводивший униатскую линию. Одновременно решения Ясского Собора, в которых уния резко и сурово осуждалась, явились поддержкой для православных в Польше, сопротивлявшихся насильственному введению унии.
В период пребывания Никифора в Молдавии там сложилась острая ситуация. Осуждение унии прозвучало 17 августа, а в сентябре к Яссам подошел польский военный отряд под начальством Я. Замойского, давно знакомого с Никифором. Но в октябре сюда подошли 42-тысячные войска татар и турок, окружившие поляков. Неподалеку находилась еще одна 40-тысячная турецкая армия. Никифор вступил в переговоры с турками и сумел добиться отвода татарского войска, чем спас поляков.
На молдавском господарском престоле благодаря Никифору был утвержден Иеремия Могила, брат отстраненного епископа Георгия. Другим кандидатом был турецкий ставленник, но именно христианин Иеремия, польский кандидат, получил помощь от экзарха. Возможно, что Никифор, собиравшийся в это время ехать в Польшу по делам унии, рассчитывал на признательную оценку его действий со стороны польского правительства. Но вопреки таким ожиданиям гетман Замойский коварно предложил Никифору заехать в пограничный город Хотин для встречи с ним. На самом деле это была ловушка, и Никифор, приехав в Хотин, был тотчас арестован как турецкий шпион. Никифор провел в заключении полгода. Опасаясь его влияния на православных, польское правительство и король Сигизмунд III не собирались его выпускать.
Тогда Никифор бежал из заключения, но вместо возвращения в безопасность, в Константинополь, он углубился в польские земли с целью выполнить свой долг по защите православия от унии. Прибытие Никифора в Брест на Собор, куда он явился под покровительством князя Константина Острожского, имело решающее значение для дальнейшего развития событий. Архидиакон Никифор с его громадным опытом и умом сумел организовать православных и провести заседания православной стороны так, что решения православного Собора получили законную силу, а униаты были осуждены. Донесения в Рим папского нунция и приставленного к Никифору иезуита Петра Аркудия свидетельствуют о растерянности, беспокойстве и ожесточении римо-католиков. Никифор, по их мнению, был очень опасен, подрывал авторитет короля, присвоил себе неподлежащую власть и т.д.
Сразу после Собора начались гонения на православных, но и в этих условиях Никифор продолжал вести себя независимо и бесстрашно. Когда Кирилл (Лукарь) и другие греки поспешно покинули страну, Никифор остался, продолжая организовывать сопротивление унии, рассылая послания, ободряя и убеждая малодушных. Он пребывал в землях князя Константина Острожского и преподавал в Острожской академии.
Вскоре Никифор был обвинен в шпионаже в пользу Турции. Инициатором преследования Никифора выступил гетман Я. Замойский. Никифор был привлечен к суду, на котором обвинителям не удалось ничего доказать. Обвиняли Никифора не только в шпионаже, но и в других преступлениях, обеспечивающих ему смертную казнь: чернокнижие, убийство, прелюбодеяние с матерью султана, враждебные Польше действия в Молдавии. Все эти обвинения не имели под собой почвы, а лишь изобличали ненависть к Никифору со стороны организаторов унии. Никифор держался независимо и решительно отвел все обвинения. Суд закончился полным провалом обвинителей, однако Никифор на свободу выпущен не был.
Без всякого приговора он был отправлен в Мальборгский замок. Хотя судьбой экзарха интересовался турецкий султан, король Сигизмунд III заверил его, что Никифор помогает казакам и является московским шпионом. Ходатайства греческих иерархов, в частности, Александрийского патриарха Мелетия, были проигнорированы польским правительством. Князь Константин Острожский, выступавший в защиту Никифора, также не проявил особой настойчивости.
Через два года после процесса Никифор умер в заключении от голода. Смерть Никифора тщательно скрывалась поляками, но, тем не менее, в настоящее время обнаружено несколько документов, с достоверностью свидетельствующих о его насильственной смерти. Важнейшим из них является обнаруженное Жуковичем письмо Ипатия Поцея Яну Сапеге с упоминанием «изменника Никифора, издохшего в Мальборке». Другие два свидетельства принадлежат православным. В одном из них говорится, что Никифор замучен в 1599 году; в другом он упоминается вместе со Стефаном Зизанием, также пострадавшим за веру.
Священномученик Никифор как ревностный защитник православия и борец против унии был канонизован Священным Синодом Украинской Православной Церкви как местночтимый святой в 2001 году с установлением памяти ему 6 октября. Чин прославления был совершён митрополитом Киевским Владимиром 28 октября того же года в Львовском Георгиевском кафедральном соборе. Вскоре Святой Синод Белорусской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги и церковное служение архидиакона Никифора, прославил его в лике священномучеников в числе местночтимых святых Белорусского Экзархата деянием от 31 января 2002 года. Так как день его мученической кончины неизвестен, при его прославлении его имя лишь было внесено в Собор Белорусских святых.
Тропарь Собора новомучеников и исповедников земли Белорусския, глас 4
Святии новомученицы земли Белорусския, / благочестия светильницы и жития евангельскаго образи, / заточения, изгнания и горькия работы мужественне претерпевшии / и Христа ради даже до крове пострадавшии, / Егоже, яко Начальника мира и спасения Совершителя, / усердно ныне молите // помиловати души наша.
Кондак Собора новомучеников и исповедников земли Белорусския, глас 8
Новомученицы и исповедницы земли нашея, / в тяжких испытаниих даже до смерти любовь к Богу сохраньше, / правило веры и образ благочестия нам явили есте. / Сего ради, ныне в Небесных обителех ликующе, // молите Христа Бога, да спасет души наша.
Величание
Величаем вас, / святии новомученицы и исповедницы земли Белорусския, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа во утверждение веры Православныя // претерпели есте.
Обсуждение закрыто.