Святитель Мина известен как один из первых русских архипастырей, продолживших благодатное распространение веры Христовой после Крещения нашей земли.
Лето 988 года от Рождества Христова, когда святой равноапостольный князь Владимир крестил киевлян, стало началом становления Русской Православной Церкви. Вера Христова и Святая Церковь стали распространяться на земле древней Руси. Пришли они и на белорусские земли – в княжества Полоцкое и Туровское.
В древности город Полоцк, расположенный на знаменитом торговом пути «из варяг в греки», был одним из значимых городов Европы. Еще в апостольские времена святой Андрей Первозванный, идя по этому пути, посетил и земли, впоследствии составившие Полоцкое княжество. О Полоцке упоминает в своей летописи преподобный Нестор Летописец († ок. 1114). В 980 году князь Владимир Святославович (ок. 960-1015), будучи язычником, захватил город и взял в жены дочь полоцкого князя – княжну Рогнеду († 1001). Приняв Святое Крещение, князь Владимир отказался от язычества и женился на византийской принцессе. Рогнеде же он предложил брак с одним из бояр. Но гордая полоцкая княжна отказалась. Она вместе с сыном Изяславом удалилась в город Изяславль (ныне Заславль), где основала монастырь. Рогнеда приняла постриг с именем Анастасия и, согласно летописному преданию, стала первой монахиней в землях восточных славян. Изяслав по велению отца, князя Владимира, стал править в граде Полоцке и заботиться о распространении веры Христовой. Ко времени его правления относится учреждение Полоцкой епархии (992). Таким образом, город Полоцк стал духовным центром, из которого распространялась христианская вера на белорусских землях. Именно отсюда берут начало школы иконописи, церковного зодчества, просвещения и учительства.
К сожалению, имена первых епископов Полоцких неведомы. Летописцы упоминают о епископе Никифоре, который в 1104 году стал преемником киевского митрополита Ефрема. Однако годы жития епископа Никифора неизвестны.
Полоцким епископом, о котором имеется первое точное датированное летописное свидетельство, считается святитель Мина. Епископ этот с давних времен почитается Церковью. Однако подробного Жития святителя не сохранилось. Войны и гонения на Православную веру не пощадили рукописных страниц…
Родился святой Мина, по некоторым предположениям, в самом Полоцке или его окрестностях. Здесь, вероятно, прошло его детство и началось духовное подвижничество. И здесь же добросердечный юноша научен был Святому Писанию. Стремление к служению Господу привело его в Киево-Печерский монастырь, известный в те времена по всей Руси благочестием своих монахов. В этой знаменитой обители он и принял постриг с именем Мины.
В 1105 году святитель Мина был возведен в сан епископа Полоцкого. Это отмечено в Лаврентьевской летописи: «Томъ же лѣтѣ [1105] постави Мину [в] Полотьску, декабря въ 13 день». Кафедральным храмом святителя стал знаменитый Полоцкий собор в честь святой Софии, Премудрости Божией.
Епископ Мина способствовал своим подвижническим житием и служением распространению веры Христовой на белорусской земле: просвещался народ, возводились церкви и устраивались монастыри на Полотчине. Святитель, как и другие Полоцкие владыки, пользовался высоким авторитетом среди народа, принимал деятельное участие в делах Полоцкого княжества и Киевской митрополии. Так, в 1115 году он участвовал в торжественном перенесении честных мощей святых мучеников Бориса и Глеба в Киев.
Много внимания владыка Мина уделял воспитанию в законах добротолюбия священнослужителей и верующих. Вероятно, под духовным окоромлением святого Мины возросла в вере дочь Полоцкого князя Георгия Всеславича Предслава – будущая преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая.
Земная жизнь святого Мины закончилась летом 1116 года. Как указано в Воскресенской летописи: «Того же лѣта [1116] преставился Мина епископъ Полотскiй, iюня 20».
Неведомо, где почивают мощи святителя Мины. Точно неизвестно также и то, когда он был канонизирован. Предполагают, что его прославление произошло не сразу, поскольку автор Жития преподобной Евфросинии Полоцкой ничего не говорит о нем. Упоминание о святителе содержится в Киево-Печерском Патерике.
Обсуждение закрыто.